ЕВГЕМЕР


ЕВГЕМЕР
    ЕВГЕМЕР (Εὐήμερος) из Мессены (ок. 340-260 до н. э.), греческий философ, воззрения которого считаются близкими кругу Киренской школы.
    В книге «Священная запись» Ἱερὰ ἀναγραφή), дошедшей до нас в извлечениях и пересказах, Е. излагал свою версию происхождения религии, согласно которой все боги были людьми, в древности учредившими свой культ или обоготворенными за свои добродетели и благодеяния. Е. облек свое изложение в форму рассказа о путешествии в «счастливую Аравию», которое он совершил по поручению царя Кассандра. Во время своего странствия Е. оказался на священном острове Панхайя, где смог прочитать надпись, составленную самим Зевсом.
    О содержании сочинения Е. известно по тексту «Исторической библиотеки» Диодора Сицилийского (1 в. до н. э.), который излагает Евгемерово описание острова Панхайя, его природы, населения, обычаев и законов; особое внимание уделяется описанию столицы и ее главного храма (см.: Diod. Sic. V 42-^5: «Об островах на юге океана, об острове, называемом «Святой» и «Панхайя», и о том, что об этом пишут»). Второй раз к «Священной записи» Е. Диодор обращается в 6-й книге, известной в пересказах византийских хронистов.
    Диодор сообщает, что жители острова Панхайя отличались особым благочестием и совершали своим богам пышные жертвоприношения. На высоком холме был расположен храм Зевса Трифильского, основанный им самим еще в ту пору, когда он был царем людей. В этом святилище находится золотая стела, на которой перечислены деяния земных царей. Первым царем был человек по имени Уран (Οὐρανός), он был справедлив и добродетелен, знал движения звезд и приносил жертвы небесным богам, поэтому его и нарекли этим именем (греч. οὐρανός - небо), жену его звали Гестия. Сын Урана Крон тоже был царем. Затем царство перешло внуку Урана Зевсу, который воздвиг первый алтарь своему деду, а позже и сам был провозглашен богом за свои деяния. В надписи как потомки Урана и Гестии (их сыновья, дочери, внуки, вместе с их женами) упомянуты боги олимпийской религии: Крон, Рея, Зевс, Деметра, Гера, Посейдон, Фемида, Персефона, Афина.
    В Античности Е. считался безбожником (Sext. Adv. math. IX 50), его имя упоминается в списке атеистов Клитомаха Карфагенского. Книга Е. была переведена на латынь Квинтом Эннием (236-169 до н. э.) и стала широко известна. Например, Лактанций сообщал, что в ней рассказывалось о том, как Юпитер (Зевс), «овладевши государственными делами, пришел к такому высокомерию, что сам себе поставил во многих местах капища... В какую бы страну он ни приходил, он связывал с собой ее царей и старейшин взаимным гостеприимством и дружбой... Он хитрейшими способами наблюдал за тем, чтобы ему оказывались божеские почести... Таким способом насаждал Юпитер по всему миру религиозную веру в свое почитание и создавал прочим пример для подражания» (Lact. Div. inst. I 22, 21-23 26-27).
    В Новое время описание Е. жизни на острове Панхайа, известное по изложению Диодора, было воспринято как утопия. Некоторые исследователи склонны видеть связь книги Е. с реформаторскими исканиями современной ему эпохи. В историю культуры Е. вошел, прежде всего, как критик традиционных мифологических представлений. Евгемеризмом стали называть учения, ищущие в мифах отражение реальных исторических событий.
    Соч.: Euhemeri Messenii Reliquiae. Ed. M. Winiarczyk. Stutt., 1991; Euhemeri reliquiae. Ed. G. Nemethy. Budapest, 1889; Утопия Евгемера. Пер., вст. ст. M. К. Трофимовой, -История социалистических учений. Под редакцией Л. С. Чиколини. М., 1986, с. 271 ел.; Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М, 1996; Diodori bibliotheca historica. Vol. 1-5. Lpz., 1888-19063. Stuttg., 1964.
    Лит.: JacobyF. Euhemeros, - RE, Bd.VI. 1,1909, S. 952-962; Winiarczyk M. Euhemeros von Messene: Leben, Werk und Nachwirkung. Münch., 2002; Степанов С. Г. Евгемер и евгемеризм, - С. В. Платонову - ученики, друзья, почитатели. СПб., 1911, с. ЮЗсл.; Пригоровский Г. М. К истории возникновения утопии Эвгемера, - Труды РАНИОН. Вып. I. Памяти А. Н. Савина. М., 1926, с. 165-187; Гуторов В. А. Античная социальная утопия. Л., 1989, с. 220-241.
    М. М. ШАХНОВИЧ

Античная философия: Энциклопедический словарь. — М.: Прогресс-Традиция. . 2008.

Смотреть что такое "ЕВГЕМЕР" в других словарях:

  • ЕВГЕМЕР —     ЕВГЕМЕР (Εύήμερος) из Мессены (ок. 340 260 до н. э.) греческий философ, воззрения которого считаются близкими кругу киренской школы. В книге “Священная запись”, дошедшей до нас в извлечениях и пересказах, излагал свою версию происхождения… …   Философская энциклопедия

  • Евгемер — Эвгемер (Евгемер) из Мессены (греч. Εΰήμερος, лат. Euhemerus; около 340 до н.э. около 260 до н.э.) греческий философ из школы киренаиков, живший при дворе македонского царя Кассандра. Сведений о жизни философа практически не сохранилось, а его… …   Википедия

  • Евгемер — (Εΰήμερος) философ киренской школы, живший при дворе македонского царя Кассандра (кон. IV в. до Р. Хр.). Ему принадлежит соч. Священный список (Ίερά άναγραφή), в латинском переводе Энния названное Священной историей. Во время своих путешествий,… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ЕВГЕМЕР —    • Euhemĕrus,          Ευήμερος, вероятно, из сицилийской Мессаны, жил при дворе Кассандра и был последователем киренейской школы, которую часто упрекали в безбожии. Он был сочинителем ιερα αναγραφή или священных храмовых надписей, где он… …   Реальный словарь классических древностей

  • Евгемер — (греч. Euhemeros)    (ок. 300 260 до н.э.) греческий философ родом из Мессены; жил при дворе македон. царя Кассандра. Е. автор книги «Священная запись», которая сохранилась в кратком пересказе Диодора Сицилийского (V, 41 46); на лат. язык ее… …   Античный мир. Словарь-справочник.

  • Евгемер —           (ок. 300 до н.э) греч. философ из Мессены, предположит. жил при дворе макед. царя Кассандра. Е. представлял близкие к киренаикам взгляды. В своем романич. труде «Священная запись», перевед. Эннием на лат. яз. (известны лишь фрагменты),… …   Древний мир. Энциклопедический словарь

  • Евгемер —         (греч. Euhemeros), ок. 300 до н. э., греч. философ из Мессены, предположительно жил при дворе македонского царя Кассандра. Э. представлял близкие к киренаикам взгляды. В своем романич. труде «Священная запись», перевед. Эннием на лат. яз …   Словарь античности

  • ЕВГЕМЕР — Греческий автор фантастического романа «Священная запись». Произведение датируется ок. 300 до н. э. и развивает теорию о том, что греческие боги были обожествленными царями и завоевателями. Написан, по видимому, под сильным влиянием подвигов… …   Cловарь-справочник по Древней Греции и Риму, по мифологии

  • ЕВГЕМЕР — Греческий автор фантастического романа «Священная запись». Произведение датируется ок. 300 до н. э. и развивает теорию о том, что греческие боги были обожествленными царями и завоевателями. Написан, по видимому, под сильным влиянием подвигов… …   Список древнегреческих имен

  • ЕВГЕМЕР — (4 — нач. 3 вв. до н. э.), древнегреческий писатель и философ. Социально утопич. соч. «Священная запись» (сохранился пересказ) …   Литературный энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.